моды для World of Warplanes
шкурки для world of warplanes

Какой тип самолетов вам больше нравится?

результаты

Загрузка ... Загрузка ...

World of Warplanes: управление в игре

Когда играешь во что-то целиком посвященное технике — особенно остро понимаешь. что хорошее управление в игре не менее важно, чем приличная графика и увлекательный геймплей. Хотя, казалось бы. вещи несравнимые. Но если управление кривое и вообще враг почище главного босса. тут уж никакая картинка и никакое лихое рубилово не в радость. В играх про самолеты самым удобным (а то и единственно приемлемым) до сих пор считалось управление джойстиком, а все прочее — так, баловство. Но World of Warplanes делается для огромной массы игроков с самыми разными запросами, и не все из них ждут не дождутся повода побежать в магазин за джойстиком. Однако медаль «За победу над управлением» им тоже не улыбается. Как же Wargaming решает эту проблему?

управление wowp

Сейчас в WoWP пять типов управления: геймпад, джойстик, клавиатура, «танковая мышь» и старый вариант под мышь из патча 0.4.1. У всех вариантов есть свои поклонники, но объективно оценить удобство каждого все-таки проще по количеству тех, кто их выбрал. На официальном форуме провели соответствующий опрос и получили весьма красноречивые результаты.

Ясное дело, выборка ограничивается форумным контингентом, но в данном случае это не страшно, поскольку реальные показатели удобства тех или иных контроллеров лучше всего видны на примере самых активных игроков, которые все облазили, все обнюхали и попробовали на язык. Молчаливое большинство казуальщиков, как правило, играет с настройками по умолчанию и просто бросает игру, если им что-то не нравится.

Сразу скажем, что меньше всего адептов у геймпада. Ощутимый плюс у него всего один — возможность играть, развалившись на диване. Но если вашему личному телу удобно сидеть, это еще не значит, что вашему виртуальному альтер эго будет удобно летать. Для простоты запишем геймпадное управление аналогом полного управления с клавиатуры: за исключением «отвязки тела от компьютера» они пока ничем не отличаются.

Мышь

Фаворит сейчас — мышь, или, как выражаются сами игроки, «танкомышь». Принцип тут сводится к тому, что на экране есть точка, повинующаяся движению мыши, будто обычный курсор, а автопилот (ИИ) пытается в эту самую точку направить самолет. Поскольку у самолета есть инерция, его прицел постоянно от точки отстает. Но если перестать двигать мышь, машина через какое-то время выровняется и будет лететь прямо.

Мышь (или хотя бы тачпад) есть у всех, поэтому управление логичным образом затачивается именно под нее. Собственно, одним из самых удачных решений World of Tanks было удобное «шутерное» управление, и в WoWP «танкомышь» тоже интуитивно понятна. Так играть проще всего: указывай мышью, куда лететь, а об остальном позаботится «автопилот». Увидел в прицеле вражеский самолет—жми гашетку. Вот и вся премудрость.

Это одновременно плюс и минус, поскольку постоянный контроль автопилота над самолетом неоправданно усложняет или вообще не дает толком исполнять фигуры высшего пилотажа. Обидно, досадно, и, увы, не отмахнешься. Зато при помощи мыши гораздо легче наблюдать за полем боя — зажал правую кнопку и крути себе обзор. Однако после переворота самолета в вертикальном маневре камера иногда не успевает встать как положено, земля и небо меняются местами, и можно запросто потерять ориентацию в пространстве. Через пару-тройку мгновений камера очухается, но за это время противник может усвистать, а вы — врезаться в землю.

Если в бою вы часто сталкиваетесь с такой проблемой, поищите на официальном форуме специальные моды, понадежнее закрепляющие камеру на самолете. Не исключено, разработчики вскоре сами с этой «гулёной» разберутся, но пока имеем что имеем.

Несмотря на все удобство «танкомышиного» управления, не в меру рьяные действия ИИ иногда больше мешают, чем помогают. Стандартные настройки еще далеки от идеальных, но, к счастью, почти все можно подкрутить «под себя».

Кое-кто из игроков считает, что функции автопилота лучше окоротить: отключить ограничение крена у земли и автоматическое управление закрылками. Эти моменты стоит контролировать лично. Еще можно поудобнее переназначить кнопки включения форсажа, выпуска закрылков и перехода в снайперский режим.

И настоятельно советуем выставить кнопки управления креном, поскольку крен автопилота на «танкомыши» заторможенный настолько, что падает скорость виража и черта с два прицелишься по более или менее верткому противнику. Не помешает и назначить кнопки управления тангажом — поможет выводить самолет из пике. До кучи можно добавить на клавиатуру рысканье — так легче выполнять кое-какие фигуры высшего пилотажа, но это уже не критично. Главное — освоить ручной крен и тангаж, и «джойстиководы» вас уже вряд ли перекрутят.

Хотя «танкомышь» самый популярный и, пожалуй, самый простой в освоении тип управления, вокруг нее до сих пор не утихают споры, подталкивающие игроков к экспериментам. А некоторые топовые кланы открыто сомневаются, что даже с помощью клавиатуры «танкомышист» сумеет показать достойный пилотаж, В общем, время нас рассудит, но пока новичкам лучше начинать с этого.

мышь

Мышь 0.4.1 (0.3.5)

Своего рода гибрид «танкомыши» и эмуляции джойстика. Двигаем мышь влево и вправо — отклоняются элероны; вверх и вниз — руль высоты. Чем дальше от центра игрок отводит курсор, тем сильнее отклоняются рули. Крайние положения курсора ограничиваются четырьмя полосами вокруг прицела, размер которых зависит от маневренности и скорости самолета. Игра при этом пытается помочь, корректируя полет движениями руля направления, но, в целом, контроль над самолетом получается более полным, чем «танкомышью», — и сие есть главный аргумент «за».

Различия между 0.4.1 и 0.3.5 сводятся к тому, что в более ранней версии был «магнит», который стремился вернуть курсор мыши в самый центр. Радиус его действия можно было изменять, благодаря чему проще было подкорректировать курс, а это здорово облегчало прицеливание на большие расстояния. Длину «веревочки», соединяющей курсор с прицелом самолета, можно было изменять, редактируя файлы игры вручную. Сейчас движение курсора мыши ограничивается рамкой, а максимальное отклонение влияет на скорость выполнения виража, но в 0.3.5 это самое максимальное отклонение можно было задавать в удобных вам пропорциях. Отклонение рулей при этом тоже изменялось пропорционально расстояниям.

Недостатком 0.3.5 была, прежде всего, невозможность отключить автовыравнивание, из-за чего самолет порой не реагировал на движение мыши, если вы в это время корректировали направление полета клавиатурой. Излечивалось модами.

В остальном штука вполне удобная, и игрокам хотелось бы вернуть потерянное во время перехода на 0.4.1. Разработчики 8 курсе и обещают в ближайшее время эту мышь переработать и вернуть. Ну а пока любителям мыши и полного контроля остается «0.4.1», у нее свои преимущества.

Во-первых, появилась галочка отключения автоматического выравнивания. Во-вторых — ограничительные рамочки, благодаря которым всегда видно, как далеко вам до максимальных значений отклонения рулей. Вдобавок рамочка уменьшается, указывая, что вираж происходит не на оптимальной скорости. То есть отклонить рули высоты или элероны в максимально возможное крайнее положение сейчас нельзя (грубо говоря, пилоту не хватает силы, чтобы тянуть ручку дальше).

Самый главный недостаток «мыши 0.4.1» — длина пресловутой веревочки, которой связаны курсор и прицел самолета. В зависимости от разрешения экрана она то слишком велика, то слишком мала. Можно попытаться это исправить, регулируя чувствительность мыши, но найти удобные значения нелегко. Отсутствие «магнита» усложнило стрельбу во время преследования противника по прямой, а попытки скорректировать положение самолета при помощи клавиатуры по-прежнему могут заклинить управление и «уронить» вас на землю.

Есть у мышей 0.3.5 и 0.4.1 и еще один, общий, недостаток: камера получается прибитой к самолету и смотрит только туда, куда направлен его нос. Вот при использовании «танкомыши» она всегда следит за курсором и направлена туда, куда самолет только должен полететь, — это позволяет отслеживать положение противника, не отвлекаясь от управления. Да, можно зажать правую кнопку мыши и повернуть камеру, но кто при этом будет рулить машиной, братья Райт?

Джойстик

Традиционный, напомним, контроллер для большинства «летных» игр. Его движения напрямую управляют отклонением рулей направления, высоты и элеронов, что ближе всего к управлению реальными самолетами. Разве что руль направления в жизни контролируется педалями, а на джойстике для этого есть поворот вокруг своей оси. Хотя никто не мешает для полноты ощущений купить в пару к джойстику еще и педали.

На джойстике пилоты почти полностью избавляются от помощи ИИ, и для опытных игроков это самое главное преимущество. Самолет летит именно туда, куда его направляют, никакой вам «самодеятельности» вроде автовыравнивания, лишних движений рулем направления и непонятных пропорций отклонения управляющих плоскостей. Однако новичку, который только понаслышке знает, что «джой — это круто!», перейти на него с «танкомыши» мучительно сложно. Избавившись от автопилота, игрок лишается и его помощи. Все придется делать самому.

Полет и простейшие маневры осваиваются довольно бьютро, главное — четко представлять, как отклонение различных плоскостей влияет на движение самолета. Но вот когда дело доходит до прицельной стрельбы, начинаются проблемы. К джойстику можно привыкать несколько недель, и даже после этого некоторые жалуются на недостаточную точность.

Но и это не главная проблема. Главная проблема — обзор поля боя. Если мышководу достаточно зажать правую кнопку и повернуть камеру в любую сторону, то обладателю джойстика остается надеяться только на хатку (маленький рычажок, имеющий несколько положений, каждое из которых отвечает за определенный вид из самолета). С непривычки — крайне неудобно, поэтому отдельные игроки продолжают осматриваться мышкой (и было бы оно оптимально, только третья рука нам по комплектации не положена.

Остальные недостатки джойстиков не связаны напрямую с игрой, но именно они для многих критичны. Во-первых, джойстик требует места. Хорошо если вы играете на домашнем ПК, но что делать тем, кто постоянно в разъездах и пользуется ноутбуком? А если хочется поиграть во время перерыва на работе?

Уже поэтому многие джойстик вычеркивают с ходу. Далее, его надо купить, но самая дешевая из удобных и качественных моделей дороже некоторых популярных мышей. По-настоящему удобные и полнофункциональные стоят совсем уж заоблачных целковых, а у доступных джойстиков уйма недостатков. Самые распространенные — быстрый износ механики и датчиков, проблемы с «твистом» (чувствительностью поворота вокруг своей оси, управляющей рулем направления) и неудобная реализация управления газом.

Последняя проблема в WoWP не принципиальна, тут положений газа всего-то — «форсаж», «ослабленная тяга» и обычный режим по умолчанию, но все равно придется параллельно использовать клавиатуру. Для полного же счастья опытные джойстиководы советуют, что называется, доработать свеже-купленный контроллер напильником. В интернете масса мануалов по самостоятельному устранению недостатков популярных моделей. Есть и умельцы, готовые помочь страждущим за умеренную плату.

Однако не расстраивайтесь заранее. Даже на недорогих комплектах и без всяких доработок все равно интересно играть, и способы сгладить недостатки, конечно, есть. В настройках управления, под ползунками чувствительности осей джойстика, имеется пунктик «Компенсация скольжения». Он возвращает помощь ИИ, который отныне будет стремиться удерживать заданное игроком направление полета, компенсируя возникающее из-за глубокого крена проваливание при помощи рулей направления и высоты. Степень влияния ИИ зависит от положения ползунка. Двигая его вправо, вы немного упростите себе пилотаж, но помните, что «электронный болванчик» может помешать вам выполнять отдельные сложные фигуры.

Чтобы облегчить обзор, можно воспользоваться разными типами камер, а не только стандартной. Сейчас полезнее всего так называемая «камера на цель». Советуем назначить ее активацию на удобную клавишу и активно использовать в бою.

Перебирая цели клавишей, на которую назначено действие «следующая цель», или после автоматического захвата нажмите кнопку «камера на цель», чтобы ваша камера повернулась в сторону противника. Сейчас это самое простое и удобное решение проблемы обзора при использовании джойстика. Еще лучше была бы поддержка оптических трекеров, которые отслеживают движения головы игрока, но ее пока не реализовали. И опять-таки далеко не каждый станет возиться еще с одним устройством — это уже удел настоящих маньяков. Что же касается сложности прицеливания, тут можно посоветовать лишь настроить кривые чувствительности оозд джойстика под себя, а затем долго и упорно тренироваться.

джойстик

Клавиатура

У нее есть фатальный недостаток — поскольку чувствительность кнопок не регулируется, отклонение по осям имеет только два положения: «рулим» и «не рулим». Заложить крутой вираж или выписать мертвую петлю на клавиатуре проще пареной репы, ко о точной доводке прицела только мечтать остается, что превращает стрельбу в кошмар.

Кроме того, движение в трехмерном пространстве требует использования уймы клавиш, поэтому дешевые модели не подойдут — их временами клинит при одновременном нажатии более трех кнопок. Решается это покупкой хорошей игровой клавиатуры, но… зачем? Чисто клавиатурное управление чаще всего используют «трактористы», привыкшие к нему в серии «Ил-2: штурмовик», а также владельцы ноутбуков, которые почему-ли-бо не могут использовать мышь (а играть с тачпадом им еще неудобнее). В общем, если есть возможность использовать другой тип управления — используйте. При управлении с клавиатуры, к слову, с обзором поля боя становится совсем уж туго.

клавиатура

Казалось бы, в игре и так пять видов управления (даже семь, если считать «мышь 0.3.5», которую обещали вернуть, и «геймпад», который кто-то все же использует). Выбирай — не хочу! Но, как ни странно, многие до сих пор не могут найти по-настоящему удобный вариант. Даже владельцы джойстиков напирают на то, что им нужна поддержка систем типа Free Track и TracklR. Что уж говорить о тех, кто летает на «танкомыши» и жалуется на поведение автопилота. Поэтому разработчики продолжают совершенствовать схемы управления и, возможно, еще что-нибудь изобретут.

Но пока у них там мозговой штурм, нам надо как-то выживать в небе, и мы надеемся, что наш обзор поможет вам выбрать и настроить свой тип управления.

Источник: Журнал «Игромания» (11, 2013)

Важно!
Акции World of Warplanes World of Warplanes